Система адаптивного освещения, что это?

Алексей Годованец
Автофизик эксперт

Постоянное развитие технологий привело к появлению адаптивных фар. Их работа напоминает поведение человека, когда нам нужно повернуть за угол, сперва туда поворачивают наши глаза, а затем уже тело и ноги. Похожая ситуация и с системами адаптивного освещения. Более того в некоторых аспектах они даже превосходят возможности человеческого глаза.

Системы адаптивного освещения доступны в основном только для ксеноновых, а также высокоэффективных и долговечных светодиодных фар. Отчасти этим и объясняется их дороговизна.

В темное время суток водителя выручают фары. Тем не менее их обычный принцип работы далек от совершенства. В большинстве автомобилей фары статичны и светят только вперед. На прямых дорогах никаких нареканий это не вызовет, а вот на постоянно виляющем горном серпантине или городских перекрестках могут возникнуть сложности, ведь получается, что поворачивая машину, глаза водителя уже всматриваются за угол, а фары еще «смотрят» в противоположную сторону.

Идея «умных» фар не нова. Еще в 1930 году Cadillac запустил в производство модель со вспомогательными фарами, которые поворачивали вслед за передними колесами. Но все же и у такой системы были существенные недостатки, побороть которые смогла лишь современная электроника.

Широкое распространение в начале 1990-х годов вычислительной техники, позволило учитывать не только угол поворота колес, но и скорость движения, положение машины относительно вертикальной оси. Адаптивные фары теперь приводятся в движение встроенными электромеханическими приводами. Все это позволяет автоматике более гибко корректировать угол наклона и поворота фар. Таким образом, фары автомобилей научились заглядывать за угол точно так же, как это машинально делают глаза человека.

Системы адаптивного освещения постоянно совершенствуются и приобретают новые «навыки». Благодаря видеокамерам и дополнительным датчикам многие из них умеют при появлении встречного автомобиля автоматически перевести режим работы фар из дальнего в ближний или вовсе подстроиться под погодные условия. Например, система Adaptive Frontlight System, которая устанавливается на Skoda Superb, в обычных «сухих» условиях на скорости 15-60 км/ч старается лучше подсвечивать обочину и делает пучок света шире, а на скорости более 90 км/ч наоборот делает пучок более узким, чтобы подсветить дорогу как можно дальше. Во время дождя фары немного опускаются, чтобы не слепить водителя отблесками от капель.

Покупателям предлагаются системы на любой цвет и кошелек, от которого зачастую и зависит перечень их функций. Одни умеют только заглядывать в повороты. Вторые обучены хорошим манерам езды в городе и за его пределами. А третьи и вовсе готовы работать в зависимости от погодных условий.

Более сложную технологию в своей системе Active High Beam Control внедряет Volvo В компании хотят убрать деление на ближний и дальний: степень освещения, по мнению специалистов, должна быть всегда одинакова. Чтобы обеспечить водителю наилучшую видимость, но в то же время не ослеплять других участников, система автоматически затеняет встречные и попутные автомобили. Технически реализуется это с помощью цилиндра с электромеханическим приводом, который размещают между линзой и источником света. Сложная светотеневая граница обеспечивается благодаря расположенным на цилиндре световым экранам различной формы. Наглядно работу новой системы демонстрирует видеоролик компании:

Но не всегда даже такие продвинутые системы могут заменить способности человека. К примеру, переключение между дальним и ближним режимом зависит от скорости распознавания системой других участников движения. Слишком долгое определение объекта может привести к ослеплению водителей встречных и попутных автомобилей. По скорости езды тоже нельзя однозначно трактовать характер дороги. На разбитой загородной трассе порой единственный способ проехать это скинуть скорость, на что машина в таком случае может перейти в «близорукий» режим городского освещения.

В скором будущем автопроизводители обещают «подружить» фары даже с навигационной системой, которая будет подсказывать им наиболее подходящий режим работы в зависимости от маршрута.

 

Другие наши проекты

Lexus LX470. Улучшение качества света

Хозяин этого классного автомобиля подозревал, что что-то не то, но то насколько все плохо показал ему замер на приборе. Стало понятно что…

Подробнее

Ford C-MAX. Борьба за качество и безопасность

Ford C-MAX Мы не очень любим переделывать чью-то работу, поэтому по максимуму консультируем наших потенциальных клиентов и существующих клиентов, друзей, знакомых, мы…

Подробнее

Toyota Camry 40. Полировка фар и перепайка

Автомобиль приехал с совсем мутными фарами… Если представить себе самый густой туман, то умножьте на 2. Конечно же мы шутим, но не…

Подробнее

Блоги наших специалистов

Полировка фар: восстанавливаем свет

Богдан Дрогобецкий
Главный Автофизик

Да будет свет и реглоскоп!

Алексей Годованец
Автофизик эксперт

Система адаптивного освещения, что это?

Алексей Годованец
Автофизик эксперт