Система адаптивного освещения, что это?

Алексей Годованец
Автофизик эксперт

Постоянное развитие технологий привело к появлению адаптивных фар. Их работа напоминает поведение человека, когда нам нужно повернуть за угол, сперва туда поворачивают наши глаза, а затем уже тело и ноги. Похожая ситуация и с системами адаптивного освещения. Более того в некоторых аспектах они даже превосходят возможности человеческого глаза.

Системы адаптивного освещения доступны в основном только для ксеноновых, а также высокоэффективных и долговечных светодиодных фар. Отчасти этим и объясняется их дороговизна.

В темное время суток водителя выручают фары. Тем не менее их обычный принцип работы далек от совершенства. В большинстве автомобилей фары статичны и светят только вперед. На прямых дорогах никаких нареканий это не вызовет, а вот на постоянно виляющем горном серпантине или городских перекрестках могут возникнуть сложности, ведь получается, что поворачивая машину, глаза водителя уже всматриваются за угол, а фары еще «смотрят» в противоположную сторону.

Идея «умных» фар не нова. Еще в 1930 году Cadillac запустил в производство модель со вспомогательными фарами, которые поворачивали вслед за передними колесами. Но все же и у такой системы были существенные недостатки, побороть которые смогла лишь современная электроника.

Широкое распространение в начале 1990-х годов вычислительной техники, позволило учитывать не только угол поворота колес, но и скорость движения, положение машины относительно вертикальной оси. Адаптивные фары теперь приводятся в движение встроенными электромеханическими приводами. Все это позволяет автоматике более гибко корректировать угол наклона и поворота фар. Таким образом, фары автомобилей научились заглядывать за угол точно так же, как это машинально делают глаза человека.

Системы адаптивного освещения постоянно совершенствуются и приобретают новые «навыки». Благодаря видеокамерам и дополнительным датчикам многие из них умеют при появлении встречного автомобиля автоматически перевести режим работы фар из дальнего в ближний или вовсе подстроиться под погодные условия. Например, система Adaptive Frontlight System, которая устанавливается на Skoda Superb, в обычных «сухих» условиях на скорости 15-60 км/ч старается лучше подсвечивать обочину и делает пучок света шире, а на скорости более 90 км/ч наоборот делает пучок более узким, чтобы подсветить дорогу как можно дальше. Во время дождя фары немного опускаются, чтобы не слепить водителя отблесками от капель.

Покупателям предлагаются системы на любой цвет и кошелек, от которого зачастую и зависит перечень их функций. Одни умеют только заглядывать в повороты. Вторые обучены хорошим манерам езды в городе и за его пределами. А третьи и вовсе готовы работать в зависимости от погодных условий.

Более сложную технологию в своей системе Active High Beam Control внедряет Volvo В компании хотят убрать деление на ближний и дальний: степень освещения, по мнению специалистов, должна быть всегда одинакова. Чтобы обеспечить водителю наилучшую видимость, но в то же время не ослеплять других участников, система автоматически затеняет встречные и попутные автомобили. Технически реализуется это с помощью цилиндра с электромеханическим приводом, который размещают между линзой и источником света. Сложная светотеневая граница обеспечивается благодаря расположенным на цилиндре световым экранам различной формы. Наглядно работу новой системы демонстрирует видеоролик компании:

Но не всегда даже такие продвинутые системы могут заменить способности человека. К примеру, переключение между дальним и ближним режимом зависит от скорости распознавания системой других участников движения. Слишком долгое определение объекта может привести к ослеплению водителей встречных и попутных автомобилей. По скорости езды тоже нельзя однозначно трактовать характер дороги. На разбитой загородной трассе порой единственный способ проехать это скинуть скорость, на что машина в таком случае может перейти в «близорукий» режим городского освещения.

В скором будущем автопроизводители обещают «подружить» фары даже с навигационной системой, которая будет подсказывать им наиболее подходящий режим работы в зависимости от маршрута.

 

Другие наши проекты

Peugeot 206. Работа с милым «французом»

Конечно к нам приезжают не только большие автомобили и не только очень дорогие. Заехал в гости скромный, но милый Peugeot 206 Тут…

Подробнее

Mercedes 211. Устранили недостаток света

  Владелец авто сразу знал что он хочет. Невооруженным взглядом было видно, что света недостаточно. На автомобиле часто ездят вне города и…

Подробнее

Toyota Land Cruiser 200. Типичная «японская» проблема

Как и в большинстве японцев, штатный свет изначально не очень хороший. Так же было и в случае с Land Cruiser. Владелец авто…

Подробнее

Блоги наших специалистов

Полировка фар: восстанавливаем свет

Богдан Дрогобецкий
Главный Автофизик

Да будет свет и реглоскоп!

Алексей Годованец
Автофизик эксперт

Система адаптивного освещения, что это?

Алексей Годованец
Автофизик эксперт